МГТУ им. Н.Э. Баумана | ИБМ | НОЦ "КУИ" | Объединение контроллеров |Клуб инженерных предпринимателей | Чарновские чтения | ЦУП | КЛИППЕР

ИДЕЯ РУССКОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЕТОДА СОСТОИТ В РЕШЕНИИ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Конференции

Оригинал публикации Андрея Кузьмичева

Ирина Грачева из Рязани в публикации «КАСИМОВ: БЫЛИ И ПРЕДАНИЯ»,  опубликованной в журнале «Наука и жизнь», пишет о том, как давным-давно появилась фамилия Алянчиковы. «По легенде, последняя ханша Касимова Фатьма-Султан-Сеитовна, желая повеличаться, разъезжала по городу в золоченой старинной колымаге, запряженной «черными людишками», — пишет она. — Но однажды очередное семейство, которому надлежало впрягаться в хомуты, взбунтовалось и наотрез отказалось стать ханскими «лошадками». Ханша побранила их: «Экие вы аляны!» (в переводе с татарского — ленивые, упрямые). Однако с тex пор ездить на людях перестала. «Аляны» же проявили не только сильный характер, но и незаурядную деловую хватку, став со временем богатейшими винными откупщиками – Алянчиковыми». Люди со схожими характерами и судьбами собрались 25 апреля 2017 году в музее МГТУ им. Н.Э. Баумана на четвертую конференцию ДЕНЬ РУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕРИЯ РЕМЕСЛАМ. О чем шел неспешный разговор?

Некоторые любят заниматься железом и радуются, когда это железо начинает работать.

Мемы Зимина Владимира Николаевича, – первого проректора – проректора по научной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана.

О коллегах

Уважаемые коллеги. Я всех назвал коллеги, потому что все мы ими являемся: и те, кто наши выпускники, и те, кто наши гости, и те, кто занимается наукой, и те, кто занимается производством, кто учит наших студентов. А студенты тоже наши коллеги, потому что они делают на определенном курсе первые свои шаги в области науки, в области того, чтобы не только формулы писать и узнавать. Некоторые любят заниматься железом и радуются, когда это железо начинает работать. Поэтому, мы с вами знаем, что хоть и находимся сегодня в музее, но наш университет уже работает девятый год в ранге национального исследовательского университета техники и технологий. Поэтому понятно, когда государство нам помогало и давало пять лет финансирование дополнительное, конечно, университет тратил средства на то, чтобы создать новые лаборатории. И вот одной из этих лабораторий в пятницу уже пять лет – «Фотонике». Мы праздновали! Там очень интересная жизнь научная, потому что там есть, как мы раньше изучали многоукладность экономики,  так там многоукладная наука. Почему? Потому что одним нравятся фундаментальные исследования проблемы, нравится писать статьи в научные журналы, в том числе в зарубежные; другие в этой же лаборатории пытают железо, лазеры приспосабливают, чтобы проанализировать наши лекарства… ; третьи не только создают некоторые образцы, но и пытаются как сейчас модно говорить коммерциализировать результаты своего труда. 

О коммерциализации

Мы не привыкли что-то продавать. Мы привыкли оборонить: создаем новые установки, вооружение и так далее. Государство нам говорит: мы частично это будем делать, но желательно уменьшить наши военные расходы. Но до США нам просто не дотянуться. Все мы знаем, что у нас была тяжелая война и, конечно, это не могло не подорвать наши ресурсы. Мы всё время догоняем и в некоторых документах хотели «обогнать и перегнать». Молодежь, может быть знает, может быть нет, мы с коллегами постарше это всё проходили, читали, спорили… Еще раз хочу сказать, что таких лабораторий как «Фототоника» у нас создано четырнадцать. Мы хотим, чтобы наши студенты были в этих лабораториях, осваивали их, потому что не только теоретические знания нужны – сегодня мы как раз и говорим о русском методе, что обязательно должна быть практика.

О Жуковском

Мне хотелось бы напомнить, что этот год посвящен великим ученым и практикам – среди них, прежде всего, Николай Егорович Жуковский. Он здесь на фотографии со своими студентами и коллегами. Когда он преподавал в университете и в императорском техническом училище, то ему посоветовали: вы сосредоточьтесь в московском университете. Он ответил, что это почетно, но «я не могу бросить ИТУ», потому что там с группой своих молодых ученых мы начинаем практически осваивать воздухоплавание. От его лаборатории у нас потом ЦАГИ возникло. Вот даже когда он выбирал место жительства, то выбрал посередине – и в университет, и в ИТУ. Это, своего рода, оптимизация великого ученого к казалось бы таким бытовым условиям.

…надо преподавать историю науки и техники на примере ученых и инженеров, преподавателей, их разработок, которые сделаны здесь.

Мемы Коршунова Сергея Валерьевича, проректора МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ждем апрель…

Очень радостно сегодня быть на конференции. Мы как-то начинаем к ней привыкать. Ждем апрель, ждем наших выпускников и потомков наших известных инженеров и ученых, ждем новых работ, ждем альманаха. Он у вас на руках. Здорово, что успели в короткие сроки подготовить его. Мне кажется, что проведение и конференции, и вообще вся эта работа, связанная с изучением, восстановлением, продвижением к молодежи истории страны, истории нашего училища, она на самом деле настолько переплелась с историей страны, что я всегда на кафедре истории нашей говорю: не надо какую-то абстрактную историю преподавать, надо преподавать историю науки и техники на примере ученых и инженеров, преподавателей, их разработок, которые сделаны здесь. На этих примерах, которые будут интересны ребятам как будущим специалистам, и проходит вся история: и война, и революция, и гражданская война, и индустриализация, и прорывы в космос, и атомный проект. Всё становится, мне кажется, более понятно, когда смотрим на это через призму ученых, их мыслей, их разработок, достижений и каких-то неудач.

О национальной идее

Мне кажется, что рано или поздно мы придем в училище и поймем, что в инженерных вуза предмет истории надо преподавать с таких позиций. Потому что у каждого вуза своя история! Её можно преподавать конкретно к теме университета. Вот мы часто говорим: какая наша национальная идея? Что нас сплотит? Всегда нас сплачивают проблемы, катастрофы, войны, санкции. Вместе с тем, мне кажется, что одна из «веток» нашей национальной идеи – это внимание, и не просто абстрактное внимание, а превращение сегодняшней цели изучения фактов истории, а их огромное количество, в наши дела. Они сейчас могут жить другой жизнью, они приобретают большее значение, чем когда-то.

Я им рассказывал о нашем училище

Дело это святое. Однажды им увлекшись, могу о себе сказать – никогда не думал, что буду этими вопросами серьезно заниматься, тем более писать книжки и статьи. Недавно выступал в Российском историческом обществе, — там среди профессионалов ко мне, как к инженеру, хорошее отношение. Им было интереснее меня слушать, на мой взгляд, чем своих коллег. Я им рассказывал о нашем училище и что нам удалось узнать о судьбах детей из купечества, которые заканчивали императорское техническое училище. У них разные и уникальные судьбы! Они в отечестве становились знаменитыми людьми, покидали отечество, оставались здесь и испытывали чрезвычайно сложное житье! Но все оставались грамотными, принципиальными людьми, как Варенцов, наш выпускник, даже в тяжелейшие годы, он много прожил, ютился, но после смерти он оставил тетради, записи. Это уникальный труд о купеческой среде, я прочитал его. Он написан как роман, 800 страниц, там, через эту книгу, я многое увидел! А он писал без всякой надежды, что это будет опубликовано. Он считал, что это нужно оставить. Подобных примеров по значимости, по признакам патриотизма своей страны – он считал, что это нужно сохранить для родины, для будущих поколений, — таких примеров, слава Богу, очень много. Поэтому, надо продолжать и наш альманах, и нашу конференцию.

тут можно и подискутировать, и, может быть, нас покритиковать

Мемы Фалько Сергея Григорьевича, руководителя Научно-образовательного центра «Контроллинг и управленческие инновации», зав. кафедрой «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Коллеги, действительно четыре года прошло чрезвычайно быстро и очень хорошо, что эта идея продвигается. Конференция не только о том, что мы вспомним что-то хвалебное и хорошее, она всё-таки носит элементы научности. А если есть научность, то тут можно и подискутировать, и, может быть, нас покритиковать. В последние годы, и это примечательно, на ученых советах и на других мероприятиях мы говорим о русском методе обучения ремеслам. Часто бывает, когда при многократном употреблении иногда теряется смысл, остается оболочка. Вот метод, где наука с практикой соединена. Идея была от Гумбольдта, или даже раньше. Но практическая реализация этой идеи, которая вывела на совершенно новые пласты знаний, она все-таки началась у нас и, надо быть честными, в техническом университете Петербурга. Правда, петербуржцы были более коммерциализированы, они то, что производили, всё продавали.

учить наилучшим процессам при создании любого изделия

Более 30 лет я занимаюсь историей научной организации производства. Заканчивал машиностроительный факультет, Юрий Андреевич Абрамов, известный человек, я его ученик, он меня втянул в это дело. Так же как Сергей Валерьевич втянулся! Начал изучать, какое отношение это имеет к русскому методу обучения ремеслам? По сути дела, этот метод стал основой научной организации производства. Буквально кратко напомню о сущности метода: если отбросить технические детали и технические решения, то суть состояла для механиков и мастеров: чему их учить? Изготавливать наилучшим способом отдельные изделия и продукты? Это делали многие. Идея состояла в том, что надо учить не созданию наилучшего изделия, а учить наилучшим процессам при создании любого изделия.  Вот были стенды, где пояснялось, что берешь, какая последовательность работ. это дало колоссальный толчок развитию научной организации производства.

Там был Тейлор.

Этот метод, если не ошибаюсь, в 1876 году приехал в Филадельфию, где стенды и были выставлены. У меня есть гипотеза, которую пока никто не отвергает, что в 1876 году 20-ти летний выпускник местного американского заведения Фредерик Уинслоу Тейлор, оказался там. Поскольку весь MIT был на выставке, посвященной инженерному образованию.  Описание Виктора Делла-Воса откуда? Это есть описание выставки! Там был Тейлор. Для тех, кто занимается организацией производства – это «отец научного менеджмента», так написано на его могильной плите в Бостоне. Что он взял? Собственно, те процессы, но как всегда более коммерциализированные. Владимир Николаевич говорил о коммерциализации. Я не знаю, хорошо это или плохо. Мне кажется, что плохо. Мы не должны заниматься коммерциализацией, мы должны заниматься экономикой. Это совершенно разные вещи. Тейлор взял наилучшие процессы, разбил их на куски, взял хронометр, и появился хронометраж. Потом появилась оплата труда, потом планирование и все остальное – вот откуда всё пошло. Мы этот шаг сделали в России в 20-е годы, благодаря Владимиру Ильичу Ленину, его библиотека в Кремле – богатейшая по научной организации производства. Он дал деньги Алексею Капитоновичу Гастеву – на Петровке возник Институт труда. В нем начали изучать процессы, движения. Главный тезис – недостаточно сказать, что русский метод состоит в соединении науки и техники. Это совсем просто. Все так делали. Но ведь вычленение процессов – это высочайшее достижение. Но потом, как всегда, мы забыли, а не пропагандировали. Это как рабочих обучать и мастеров. А что же с инженерами? Есть ли здесь свой русский метод? Он, конечно, уже не состоит в процессном подходе, потому что эту деятельность трудно вычленить как процесс.

что ценное в русской инженерное школе

Что такое музей? В нем много артефактов. Тут можно ходить и ракету в руки взять, миномет хороший. Это замечательно. Но что ценное в русской инженерное школе и именно в МГТУ – это связано выше с Жуковским, Шуховым. Идея русского инженерного метода состоит в решении оптимизационных задач. Американцы никогда не ставили задачу на оптимизацию. Причем, хочу сказать в оправдание существования нашей кафедры «Экономика и организация производства» с 1929 года, которой имею честь заведовать, всегда ставилась оптимизационная задача по организационно-экономическим критериям. Вот книга Шухова «Трубопроводы». Почему выбрана эта книга? Если башня – это интеллектуальный артефакт физического характера, то я думаю, что надо правильно собирать интеллектуальное наследие. Интеллектуальное от физического отличается тем, что оно воспроизводится поколениями, и вот на Шухове до сих пор считает вся нефтяная промышленность, не зря Лукойл давал деньги на памятник, все трубопроводы, и остальные вещи – нефтеналивные суда, они, кстати, пересекаются с другим интеллектуальным наследием – с Жуковским. Вот почему так был востребован Шухов! Я всегда читаю заведующим техническими кафедрами, моим коллегам следующую фразу по трубопроводам. Как начинается книга? Она не начинается с уравнения гидравлики. Начинается с постановки: «По данному расстоянию по количеству перекачиваемой жидкости определить размеры всех частей сооружения под тем условием, чтобы ежегодные проценты с затраченного на устройство капитала, сложенные со стоимостью эксплуатации, составляли возможно меньшую величину». То есть, минимизацию затрат. А дальше идет уравнение гидравлики и выводится так называемый коэффициент Шухова-Кльвина – по сути коэффициент нормативной эффективности капитальных вложений.

у нас есть русский метод подготовки инженеров

Вот это оптимизационная школа! Шухов преподавал, но больше консультировал. А у Жуковского есть такая же привязка – он сделал расчеты для оптимальных емкостей жидкости в книге «О движении твёрдого тела, имеющего полости, наполненные капельной жидкостью». В судостроении всё считается по Жуковскому! У него, к сожалению, я не нашел экономики. Он сделал великую вещь – соединил теоретическую механику как раздел математики, она никакого отношения не имела к технике, и инженерные задачи! Это заслуга колоссального характера! Очень интересно сочетание такого классического образования, которые, если есть хорошие мозги, и инженерного дела. Так и получилась русская школа – тесное соединение науки с решением практических задач. Вот это нам дало мощный задел и в оборонной промышленности, и в индустриализации с небывалыми темпами. Это само по себе не делается без этой базы. Хочу сказать, что у нас есть не просто русский метод обучения ремеслам, у нас есть русский метод подготовки инженеров, заключающийся, еще раз повторяю, в решении оптимизационных задач технико-экономического характера. Если посмотреть на все известные факты того же Шухова, где и башни при минимальной стоимости, заданной устойчивости, и Киевский вокзал, вышки, корабли и так далее – ни одна задача не решалась без экономического критерия. Важнее прививать эту культуру и, главное, тут не надо никому ничего доказывать – бери то, что было, что делалось, но не сами расчеты, а подходы к этим расчетам. Мне представляется в этом сила, и если мы этот тренд оставим, именно в решении оптимизационных задач, то у нас всегда будет результат. Он будет с одной стороны красив технически, с другой стороны красив экономически.

знания не растаскивать по специальным кафедрам

Сейчас я нахожусь в поиске. Трудно найти из многих имен книгу, то, что я называю интеллектуальным наследием без специалиста, я называю наших экспертов, трудно было выяснить, а что же действительно от человека осталось. Вот эта работа, я думаю, должна продолжаться. Я хоть и технический вуз заканчивал, но здесь должны быть люди высокого технического интеллекта, понимающие, в чем состоит суть. Теперь надо это поддерживать и знания не растаскивать по специальным кафедрам, а интегрировать, иначе мы никакого развития нашей школы не получим. Знания гораздо дороже любых основных фондом любого предприятия. Мы видим, что сейчас есть предприятия, которые стоят миллиарды, у которых ничего кроме стола и знаний, и компьютера нет. Есть предприятия, у которых тысячи единиц оборудования, люди, но предприятия ничего не стоят. Мы здесь, наверное, не должны заниматься коммерциализацией, для этого другие дела есть. Если мы будем заниматься коммерциализацией, то это уже не университет, ориентированный на знание. Это организация, ориентированная на деньги. Это совсем другая системная структура. Надо этим заниматься чуть-чуть, иначе мы потеряем интеллектуальный капитал.

назвали себя содружеством

Мемы Драгомира Владимира Васильевича, Фонд содействия научно — техническому прогрессу «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОДРУЖЕСТВО БАУМАНЦЕВ».

Я был проректором МВТУ в те годы, когда создавался музей, и мы готовились к 150-летию нашего технического училища. Музей совсем по другому выглядит, чем в первые годы. Я представляю фонд, который называется «Фонд содействия научно-техническому прогрессу», а по содержанию — международное содружество бауманцев. Мы хотели назвать его союзом, но нам минюст отвел это название, потому что «пахнет» политической организацией. Мы согласились и назвали себя содружеством. Как раз три года назад в апреле мы были зарегистрированы и потихоньку объединяем вокруг себя наших выпускников, да и не только наших. И другие приходят в наш «союз». Нас, выпускников, учили тому, чтобы мы двигали вперед прогресс.

Уже пошла первая волна

У нас на сайте фонда есть электронная площадка, где размещены проекты отдельных наших выпускников. Уже пошла первая волна. Второе направление, которое мы хотим осуществлять и уже начали, — внимание нашей альма-матер. Уже есть несколько проектов: это и реконструкция кафедры «Теория машин и механизмов», это и оказание помощи выпускникам, и, конечно, очень важна историческая направленность – отрыт сайт «История МВТУ в воспоминаниях его выпускников». На сайте появляются статьи о выдающихся наших выпускниках – Евгении Ивановиче Бобкове, многолетнем проректоре, при котором мы учились, это такая «глыба» в организации учебного процесса, которая позволила сохранить направленность широкопрофильного инженера-механика. Это и Всеволод Иванович Феодосьев, великий сопроматчик, и Леонид Михайлович Терещенко, он был секретарём парткома и много сил вложил в создание музея, стал потом заместителем министра высшего образования СССР.

Будучи студентом, он в течение двух-трех лет становится генеральным конструктором завода

Недавно мы поместили статью об уникальном человеке, выпускнике факультета СМ, Анатолии Ивановиче Савине. Ему открыли бюст на его предприятии Алмаз-Антей. Для молодых говорю: четвертый курс закончил, когда началась война. Всех старшекурсников, а он пошел в ополчение, по приказу Главнокомандующего, вернули за парты и направили на заводы. Анатолий Иванович попал на Горьковский артиллерийский завод. Будучи студентом, он в течение двух-трех лет становится генеральным конструктором завода, к 26 годам, не получивши диплома, он становится лауреатом Сталинской премии первой степени, получает орден Ленина. В 27 лет защитил диплом. Вот такие ребята в то время поднимали нашу оборонную промышленность и многое сделали, чтобы была достигнута победа. У нас в фонде объявлен сбор средств на создание книг о наших учителях и коллегах. Недавно вышла книга Б.К. Ковалева «Благодарю свою судьбу. Письма к другу». В ней встречи с великими людьми. Проект называется «Глазами выпускников». Чем интересны эти факты? Они выискиваются! Это становится нашим интеллектуальным наследием.

После презентации третьего тома альманаха РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ. ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ, где опубликованы документы из фондов музея университета, воспоминания выпускников университета и другие материалы, выступали авторы его первого раздела: Александр Демин, Ирина Кусова, Сергей Коршунов и Михаил Вашковьяк.

Ирина Кусова из славной Рязани напомнила, что история её пути в Бауманку началась «не в Москве и не в Рязани, а в Елабуге, где мы с Сергеем Валерьевичем пересеклись. Побеседовали. Отсюда и пошло мое исследование. Сергей Валерьевич мне прислал материал, где короткой строкой было сказано: «в числе выпускников Бауманки был Сергей Панкратьевич Морозов». В городе Рязани уже давно известна фамилия Морозовых. В их доме жил Салтыков-Щедрин, будучи вице-губернатором, они построили один из первых городских кинотеатров. Здесь прозвучали размышления о коммерциализации. На примере Морозовых я стала задумываться – а может быть это и не лишнее. Надо давать выпускникам-инженерам знания по тому, как их можно применить в жизни. Ну да, вот он инженер, а как образование в дело пускать? Это, наверное, особая отрасль знаний. Морозову удалось всё реализовать, он ведь не просто со знаниями приехал».

Ирина Кусова подарила библиотеке и музею свою книгу «Живаго. История рода. История банка». Она пояснила, что один из представителей династии Живаго закончил училище.

Михаил Вашковьяк – потомок легендарной династии Платоновых, выпускников императорского технического училища, — рассказал о Николае Алексеевиче Платонове, который вместе с отцом активно участвовал в работе Политехнического общества при училище. А в финале выступления привел такой пример: «Когда я ехал сегодня в метро и вошел в полупустой вагон, то все места были заняты. Все молодые люди сидели, уткнувшись в электронные планшеты, возились с телефонами. Тут встает девушка и уступает мне место. Я обратил внимание, что именно эта девушка держит в руках твердый переплет – сборник Анны Ахматовой. Так что поэзия облагораживает».

В музее облагораживалась история, звучали не только слова о великих выпускниках и профессорах, но и слова о делах насущих. В ноябре 2017 музею университета исполнится 50 лет, хлопоты по подготовке юбилея лежат не только на директоре музея Галине Алексеевне Анцуповой и её сотрудниках: помощь предложили многие товарищи, в том числе авторы альманаха. В 2018 году вся страна будет отмечать 200-летие Александра Степановича Ершова, директора Московского ремесленного учебного заведения (МРУЗ), инициатора его преобразования в высшее техническое училище: под его руководством готовился проект Устава Императорского московского технического училища. Владимир Васильевич Драгомир от имени фонда пообещал поддержку проектам.

Какая поддержка нужна увлеченным и талантливым людям? Трудно сказать. У каждого из них свой путь. Вот Сергей Валерьевич Коршунов на презентации своей книги «Российские купцы и императорское Московское Техническое Училище» (Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, М, 2016. 374 с.) выдал такие слова: Почему я пишу? Четыре года назад в кошмарном сне я не смог бы представить, что я буду писать. Вот Пафнутьев Николай Капитонович. Он окончил за год, по-моему, до Гриневецкого, но работал вместе с Василием Игнатьевичем Гриневецким. Был на стажировке в Германии и поэтому знал язык. Гриневецкий его просил перевести несколько книг по двигателям внутреннего сгорания. Одна книга, я обратил внимание, посвящена экономическим аспектам таких двигателей. У Гриневецкого, как известно, политехнизация означала, что рядом с инженерным образованием должна быть экономическая подготовка. То, что сейчас называют непрофильной и из технических вузов стараются изъять, основатели считали, что экономику надо знать. Сегодня мы говорили о великом Шухове, который это знал и делал такие конструкции, которые были оптимальны и с экономической точки зрения.

Кстати, о Шухове: под влиянием друга семьи Шуховых, хирурга Н. И. Пирогова, после возвращения из США в 1877 году он поступил вольнослушателем в Военно-медицинскую академию. По собственному свидетельству В.Г. Шухова, два года занятий в ней дали ему как инженеру бесценный опыт, обогатив пониманием самой совершенной «конструкции», созданной природой, — человеческого организма.

Конференция прошла при поддержке Фонда содействия научно — техническому прогрессу «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОДРУЖЕСТВО БАУМАНЦЕВ».

Фото Николая Демчука и Ольги Бацокиной


Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Оставить комментарий

Группа в контакте

Instagram #ibm2 #ИБМ2

Сообщество в Facebook